Продолжая описывать особенности решения задач по различным правовым дисциплинам, хотелось бы остановиться на специфике решения задач по земельному праву. Земельное право является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях, что требует адекватного отражения в учебно-методических материалах происходящих изменений в системе правового регулирования земельных отношений. Современные реалии развития отраслевого законодательства предполагают и ясное понимание тех основ, которые образуют фундамент построения любой отрасли законодательства. В связи с этим изучение конституционных основ земельного законодательства, целей и задач правового регулирования земельных отношений, а также теоретических вопросов структуры земельных правоотношений представляется одной из важнейших составляющих надлежащей подготовки юриста по учебной дисциплине «Земельное право». В связи с изложенным, решение задач по земельному праву приобретают все большую значимость. Решение задач по земельному праву имеют свою специфику, и свой алгоритм решения. Первоочередная задача студента – уяснить ситуацию изложенную в задаче. Затем следует определить предмет правового регулирования и нормативную базу, необходимую для решения казуса. Затем следует обратиться к материалам судебной практики. После глубокого и полного анализа вышеназванных материалов следует преступать к подготовке ответов на поставленные вопросы. В случае если у Вас все-таки возникают проблемы с решением задач по земельному (или иным отраслям) праву рекомендуем обратиться к профессионалам, коими мы и являемся, поскольку имеем не только квалифицированную теоретическую подготовку и огромный практический опыт разрешения правовых вопросов. Задача 1 И. обратилась с административным исковым заявлением, указав, что письмом Департамента от 18 апреля 2017 года ей отказано в предоставлении земельного участка расположенного в с/т "Рассвет" для ведения садоводства, представив совместно с обращением кадастровый паспорт земельного участка, план участка N, площадью 675 кв. м, сформированный в 1996 году, в связи с тем, что согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером ..., испрашиваемый земельный участок не образован путем раздела земельного участка, представленного товариществу. Решением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 18 апреля 2017 года административному истцу отказано в оформлении прав на спорный земельный участок в связи с тем, что И. не представлен протокол общего собрания садового товарищества о распределении ей земельного участка и отсутствием сведений об образовании испрашиваемого земельного участка путем раздела земельного участка, предоставленного товариществу. Также Истец указывает, что согласно кадастровому паспорту и открытых данных ГКН, сведения об испрашиваемом земельном участке внесены в ГКН 7 декабря 2005 года как сведения о ранее учтенном объекте: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства и огородничества. Из представленного плана участка следует, что он спланирован путем образования из представленных земель с/т "Рассвет" для организации садоводческого товарищества. Как должен быть разрешен указанный спор Решение: Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 21 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно. Пунктом 2.8 названной статьи установлено, что в случае, предусмотренном пунктом 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается, в том числе протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа. Для передачи земельного участка члену СНТ в собственность бесплатно необходимо только, чтобы участок входил в территорию садоводческого объединения, выделенную до введения в действие названного федерального закона, и чтобы заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения. Постановка объекта на кадастровый учет, в том числе осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" или в переходный период его применения, означает образование или создание объекта недвижимости. Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. По смыслу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ, пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.9 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. В решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также иные сведения о землепользователе. Истец является плательщиком земельного налога за пользование земельным участком N расположенного в садоводческом товариществе "Рассвет". Учитывая, что налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими ведение земельного кадастра, и органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество, а также органами муниципальных образований по формам, утверждаемым Минфином России, в этой связи органы муниципальных образований должны были обеспечить представление в налоговые органы всех имеющихся у них сведений по земельным участкам и их правообладателям, которые содержатся в принятых ими нормативно-правовых актах, а также правоустанавливающих документах, выданных до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 23 марта 2006 года N 47н. Таким образом, налоговые уведомления свидетельствуют о распределении земельного участка Истца, о чем сведения представлены садоводческим товариществом в орган муниципального образования, который в свою очередь обеспечил предоставление сведений по земельным участкам налоговый орган. Требования административного истца, связанные с оспариванием решения об отказе в предоставлении земельного участка, вытекают из публичных правоотношений. Уполномоченный орган, решение которого оспаривается по настоящему административному делу, реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении административного истца. Заявленные требования подлежат ли удовлетворению. Задача 2 Между ООО «Х» и МУП "Соцэнерго" было заключено соглашение об установлении частного сервитута. В настоящее время ООО «Х» обратилось в суд с целью обязать ответчиков заключить с ней новое соглашениев целях размещения объектов тепловых сетей. Юрист ООО «Х» полагал что в данном случае должна идти речь о публичном сервитуте. Дайте правовую характеристику установлению публичного сервитута Ответ: Публичный сервитут может быть установлен для обеспечения государственных, муниципальных нужд, а также нужд местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). В частности, его могут ввести в интересах жителей определенного населенного пункта. А вот в интересах конкретного лица публичный сервитут не установят. Для обеспечения таких интересов можно, например, заключить соглашение о частном сервитуте. Как правило, публичный сервитут устанавливают, только если интересы неопределенного круга лиц нельзя обеспечить другим способом. При этом его можно установить как на частные земли, так и на земли, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданные в срочное или бессрочное пользование. Публичный сервитут может быть установлен в следующих целях (п. 4 ст. 23 ЗК РФ): проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; размещение межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; проведение дренажных работ; забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и водопой; прогон сельскохозяйственных животных; сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в сроки, соответствующие местным условиям и обычаям; охота, рыболовство, аквакультура (рыбоводство). Также есть отдельные цели, для которых публичный сервитут устанавливается в специальном порядке (на основании ходатайства заинтересованного лица), например для размещения инженерных сооружений или автодорог в туннелях. В границах публичного сервитута может располагаться как земельный участок, так и его часть (Письмо Минэкономразвития России от 31.07.2019 N Д23и-25919). Публичный сервитут устанавливают своим решением исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). В частности, Росавтодор устанавливает сервитут в отношении земельных участков и (или) земель: в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения (п. 19 ст. 23 ЗК РФ, ч. 4.2 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, п. п. 1, 5.4(14) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374); для устройства пересечений (п. 5.4(16) Положения о Федеральном дорожном агентстве): - автодорог общего пользования федерального значения с железнодорожными путями общего пользования в границах полос отвода железных дорог; - автомобильных дорог, железнодорожных путей с автодорогами общего пользования федерального значения или примыканий автодорог к автодорогам общего пользования федерального значения в границах полос отвода автодорог; для размещения железнодорожных путей в туннелях автомобильных дорог общего пользования федерального значения или размещения таких автодорог в туннелях железнодорожных путей (п. 5.4(16) указанного Положения). В общем случае срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования (п. 7 ст. 23 ЗК РФ). Публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен (п. 2 ст. 48 ЗК РФ). Также он считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок публичного сервитута. Решение уполномоченного органа в данном случае не требуется (п. 3 ст. 48 ЗК РФ). Кроме этого, публичный сервитут можно прекратить в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка, к примеру, если из-за осуществления публичного сервитута невозможно использовать такой участок (п. 6 ст. 48 ЗК РФ). При установлении публичного сервитута можно потребовать соразмерную плату, если он создает существенные затруднения в использовании вашего участка. Обращаться с заявлением, составленным в свободной форме, следует в орган, который установил сервитут (п. 13 ст. 23 ЗК РФ). Учтите, что плата за пользование участком должна соответствовать тем неудобствам и ограничениям, которые вы испытываете из-за публичного сервитута. Рекомендуем обосновать требования и собрать доказательства того, что использование участка стало затруднительным. Например, указать площадь, которую вы из-за публичного сервитута не можете использовать по назначению. Также следует приложить к заявлению заключение оценщика, в котором рассчитана плата за публичный сервитут. Оно подтвердит ваши доводы и поможет рассчитать размер платы. Если вам отказали в установлении платы, вас не устроил ее размер или на заявление не отреагировали, обращайтесь в суд (п. 14 ст. 23 ЗК РФ). Для этого нужно подготовить иск об установлении соразмерной платы и определении порядка выплат. К иску нужно приложить документы, подтверждающие претензии. Для отдельных целей публичный сервитут устанавливается в специальном порядке. Такой сервитут в зависимости от целей обременения устанавливается на следующие сроки, например (ст. ст. 39.37, 39.45 ЗК РФ): размещение инженерных сооружений и их частей, если они являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо предназначены для обеспечения населения коммунальными ресурсами, подключения к инженерно-техническим сетям, либо их переноса в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд (на срок от 10 до 49 лет); складирование стройматериалов, размещение временных, вспомогательных сооружений, строительной техники для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов федеральной, региональной или местной транспортной инфраструктуры (на срок выполнения данных работ); устройство пересечений автодорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на государственных земельных участках в границах полос отвода железных дорог (на срок от 10 до 49 лет); устройство пересечений автодорог или железнодорожных путей с автодорогами или примыканий одних автодорог к другим автодорогам на государственных или муниципальных земельных участках в границах полосы отвода автомобильной дороги (на срок от 10 до 49 лет); размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях (на срок от 10 до 49 лет); инженерные изыскания при подготовке документации по планировке территории для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения, для строительства, реконструкции объектов и сооружений, перечисленных в п. 1 данного списка (на срок не более одного года). Возможность установить публичный сервитут не зависит от формы собственности на земельный участок (п. 4 ст. 39.39 ЗК РФ). Обращаем внимание, что в отдельных случаях нельзя устанавливать публичный сервитут в отношении земельных участков, предоставленных для ИЖС, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства. В частности, не могут установить публичный сервитут для размещения на таких участках инженерных сооружений. Исключением являются, например, случаи, когда его необходимо установить для эксплуатации или реконструкции существующих инженерных сооружений (п. 5 ст. 39.39 ЗК РФ). Публичный сервитут в специальном порядке устанавливается решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления на основании ходатайства (п. 1 ст. 39.39, ст. 39.41 ЗК РФ). Требования к форме, содержанию ходатайства, а также приложениям указаны в п. п. 1 - 7 ст. 39.41 ЗК РФ. Его форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 10.10.2018 N 542. К ходатайству прилагается, в частности, электронный документ, который содержит сведения о границах публичного сервитута (пп. 1 п. 5 ст. 39.41 ЗК РФ). Формат такого документа, Требования к графическому описанию местоположения этих границ и точности определения их характерных точек утверждены Приказом Минэкономразвития России от 10.10.2018 N 541. Ходатайство заявитель может подать на бумажном носителе лично, по почте или направить электронный документ на электронную почту уполномоченного органа (п. 8 ст. 39.41, п. 8 ст. 56.4 ЗК РФ, Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2015 N 250). С ходатайством об установлении публичного сервитута в отдельных целях вправе обратиться (в рамках своей компетенции) (ст. 39.40 ЗК РФ): субъекты естественных монополий (например, для размещения инженерных сооружений, необходимых для деятельности субъекта); организации связи (например, для размещения линий или сооружений связи); владельцы объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения (например, для размещения автомобильной дороги в туннеле); организации, подавшие ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, для реконструкции инженерного сооружения, переносимого в связи с таким изъятием. Перечень организаций, имеющих право на такое ходатайство, указан в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ; иные лица, уполномоченные на основании правовых актов РФ, субъекта РФ или договоров (соглашений) с органами государственной власти или местного самоуправления осуществлять деятельность, для которой возможно установить публичный сервитут. При установлении публичного сервитута в специальном порядке его обладатель по общему правилу обязан вносить плату (п. 1 ст. 39.46 ЗК РФ). Плата за публичный сервитут для земельных участков в государственной или муниципальной собственности, не обремененных правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого участка за каждый год использования, но не менее 0,1% кадастровой стоимости за весь срок обременения, если оно установлено на три года и более (п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ). Уполномоченный орган может издать правовой акт и определить общий порядок платы за публичный сервитут в отношении определенных земель. Например, такой порядок утвержден для публичного сервитута в границах полос отвода автомобильных дорог (кроме частных), который устанавливается в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации. Размер ежегодной платы составляет 0,12% кадастровой стоимости земельного участка (п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Минтранса России от 05.09.2014 N 240). Плата за публичный сервитут для земельных участков в частной собственности или государственной (муниципальной) собственности и предоставленных гражданам (юрлицам) определяется в соответствии с Законом об оценочной деятельности и Методическими рекомендациями. Размер платы должен определяться на дату не позднее чем за 30 дней до даты направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута (п. 7 ст. 39.46 ЗК РФ). Публичный сервитут, установленный в специальном порядке, прекращается на основании решения уполномоченного органа, когда (п. 4 ст. 48 ЗК РФ): деятельность, для которой он установлен, не осуществляется на протяжении двух и более лет; плата за публичный сервитут в отношении государственных или муниципальных земель (земельных участков), не обремененных правами третьих лиц, не внесена в течение шести месяцев со дня принятия решения о его установлении; не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам или юрлицам: - в течение шести месяцев со дня получения правообладателем участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута (при единовременном платеже); - более двух раз подряд по истечении срока платежа, установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута (при периодических платежах); обладатель публичного сервитута отказался от него. По решению суда публичный сервитут, установленный в специальном порядке, может быть прекращен по вашему требованию, например когда обладатель публичного сервитута ведет деятельность с нарушениями соглашения об осуществлении сервитута и (или) законов и технических регламентов (п. 6 ст. 48 ЗК РФ).