Понятие и сущность права


1.1.    Объективное право – это регулятор общественных отношений, который  в целом не зависит  от субъективной воли  тех или иных лиц.
 Основные признаки права - сознательно-волевой характер, нормативность, формальная определенность, системность
1.2.    Позитивное право в объективном смысле –  право, действующее в данный момент.
Позитивное право в субъективном смысле – это право основание на признание норм
Приведите примеры позитивных прав:избирательное право
1.3.    Естественное право в объективном смысле – это понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от объективной точки зрения человечества
Естественное право в субъективном смысле – это право противостоящие позитивному праву
1.4.    В чем проявляется представительно-обязывающий характер права? Устанавливается государством и подразумевает обязательное исполнение
1.5.   В чем проявляется интеллектуально-волевой характер права?Право – проявление воли и сознании людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно и есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования.
1.6.   Что предполагает формальная определенность права?Корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях, др.нормативных актах. Религиозные нормы-заповеди в священных книгах. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единому толкованию
1.7.   В чем проявляется социальная сущность права (в объективном смысле)? В том что право является социальным регулятором
1.8.  Какие специальные функции выполняет право (как социальный регулятор)? Регулятивная функция - направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.
Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.
2. Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав.
В рамках охранительной функции можно выделить такие вспомогательные функции, как восстановительная(восстановление нарушенного права или правового положения); компенсационная (компенсация причиненного вреда или нанесенного ущерба); ограничительная (ограничение общественно опасного поведения); карательная (наказание правонарушителя).
1.9.    Назовите основные типы связей права с другими социальными регуляторами (не конкретизируя последние)Диапазон подходов к проблеме социального регулирования весьма широк: от религиозных до классовых, от бихевиористских (от англ. behaviour – поведение) до кибернетических
1.10.  Как право соотносится с моралью и религией по предмету, формам, субъектам и адресатам регулирования, характеру санкций?Нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социальной регуляции. Понятие "норма" и "правило" употребляются и воспринимаются в обиходе как равнозначные. Они обычно определяются друг через друга : норма - это правило, а правило - это норма. Между тем, при более внимательном подходе выясняется, что "правило" - все же более узкий термин, чем "норма". Правовые нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило заключено лишь в диспозициях, не охватывая собой гипотезу и санкцию. Социальным нормам посвящено немало солидных публикаций, свидетельствующих об актуальности и значимости проблемы. При этом особое внимание уделяется норма права и морали как двум наиболее мощным и эффективным регуляторам, тесно взаимодействующим между собой. Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает так же и само реальное действие - то, что фактически утвердилось в жизни, практике.
В этом случае поступки и становятся правилом.
Если говорить о морали, то термины "мораль" и "нравственность" являются также на первый взгляд однозначными, как и норма с правилом.
В историческом развитии понятие морали менялось, не оставались низменными и представления о моральных нормах и оценках. Очевидно, что точек зрения на мораль не меньше, чем разных пониманий права. Известный польский социолог М.Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли.
Первое течение – так называемая фелицитология (от лат. felicia – счастье). Мораль понимается как техника, искусство достижение счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Близки к фелицитологии течения эвдемонизма и гедонизма. Представителем этого течения является древнегреческий философ Эпикур. Счастье, по Эпикуру, - это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические и духовные. Последние он ставит выше первых. В удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность.
Вторая концепция в понимании морали – перфекционизм (от лат. perfectus- совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит не в том, как утроить свою жизнь удобно, счастливо, спокойно, а как жить достойно, в соответствии с природой человека, т.е. в соответствии с идеалами личности, как совершенствовать личные качества, достоинства. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Это мог быть идеал святого (Иисуса Христа, Мухаммеда и др.), идеал праведного рыцаря, джентльмена, несгибаемого революционера, неподкупного судьи, принципиального прокурора, мужественного, с честью и достоинством офицера и др. Основные добродетели – понятие моральной заслуги, признание и положительная оценка усилий, приближающих индивида к идеалу, образцу.
Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития, правил, определяющих не то, как поступать, чтобы другим с нами было хорошо, чтобы учитывать благо и др. Основа этой концепции касается формирования общественных отношений, жизни человека в обществе.
Две первые концепции являются индивидуалистическими, требуют изменения человеческой личности, третья требует изменения отношений, общественных реформ. Очевидно, что эти концепции могут сосуществовать, переплетаться.
Согласно третьей концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т.п. и складывающихся на их основе норм поведения. Основополагающие принципы (нормы) морали: твори добро, не делай зла; поступай по отношению к другим так же, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Возникает вопрос, к кому следует поступать морально, по отношению к кому существуют моральные обязанности поступать честно, справедливо, кому следует делать добро. Ответ на него на первый взгляд кажется очевидным – по отношению к людям. Но в ряде современных культурных систем признаются моральные обязанности перед животными. И эти представления о морали получают всё большее распространение в мире. Зачастую право способствует такому более широкому представлению о моральном поведении.  

Мораль – это форма общественного сознания и форма регулирования. Она носит классовый характер. Каждый класс имеет свою мораль. Даже каждая профессия имеет особенности своей морали. Но всё равно всем разновидностям морали присущи какие-то общие черты, которые состоят в том, что есть основополагающие, общечеловеческие ценности, которые призвана защищать любая мораль (жизнь, честь, достоинство человека, его биологическое и социальное благополучие, общественный порядок, собственность и т.д.)
Общими чертами права и морали является то, что они выступают социальными регуляторами, складываются из норм (правил поведения общего характера), основываются на одной и той же системе ценностей, сложившихся в обществе.
Они различаются по происхождению (способу формирования), форме выражения и обеспечения. Нормы морали складываются и изменяются в обществе стихийно на основе представлений о добре и зле и т.п. Право же формируется государством.
Нормы права выражены в строго определённой форме (нормативные акты и т.п.). Нормы морали живут в сознании людей. В отличии от права соблюдение нормы морали обеспечивается собственной совестью человека, стремящегося к добру, и общественным мнением.
Взаимодействие морали и права выражается во взаимном влиянии друг на друга. Мораль оказывает влияние на содержание и функционирование права. Мораль влияет на право по линии правотворчества, правоприменения и правоисполнения.
Лица, составляющие законодательный корпус, сами являются носителями определённой морали. Их моральные воззрения неизбежно оказывают влияние на содержание применяемых законов и иных нормативных актов. Однако законодатели, принимая закон, должны руководствоваться не столько собственными моральными представлениями, сколько уровнем морального состояния общества в целом. Чем более точно и адекватно в законах выражены моральные воззрения общества, тем более эффективно действуют законы. Соответствие законов моральному состоянию общества минимизирует государственное принуждение как средство обеспечения права.
 
Мораль выступает как критерий оценки права. Право, не отвечающее ее требованиям, оценивается негативно, морально не одобряется, осуждается.  
Моральное состояние общества влияет не только на применение права, но и на другие формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование). Чем выше уровень морального сознания членов общества, тем легче, безболезненно и бесконфликтно соблюдаются и исполняются нормы права.

1.11.    В чем заключаются недостатки права как социального регулятора?
оно социально не экономично, не вполне обеспечивает необходимую одинаковость в повторяемых актах в процессе производства, обмена, жизнедеятельности людей, а так как каждый раз проблему надо разрешать заново, существуют широкие возможности для субъективных, произвольных решений